Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 500-27-29 (доб. 553)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 426-14-07 (доб. 318)
Москва и МО:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 296)
Получить консультацию

Хадисы о временном браке

Мута в Коране

Аллах говорит в суре «Женщины», аят 24:

فَمَا اسْتَمْتَعْتُمْ بِهِ مِنْهُنَّ فَآتُوهُنَّ أجُورَهُنَّ فَرِيضَةً

«А за то удовольствие, которое вы получили от них (женщин), давайте им награду их, согласно установлению».

В этом аяте использовано слово, однокоренное с «мута» («удовольствие») — «истамтаа» («получать удовольствие»).

В тафсире Куртуби читаем:

وَقَالَ الْجُمْهُورُ: الْمُرَادُ نِكَاحُ الْمُتْعَةِ الَّذِي كَانَ فِي صَدْرِ الْإِسْلَامِ

«И большинство учёных сказали: “Тут имеется в виду брак мута (никях мута), который был в начале Ислама”».

(«Тафсир Куртуби», С. 215).

Скан:

Табари передаёт от Муджахида:

حَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ عَمْرٍو , قَالَ: ثنا أَبُو عَاصِمٍ , عَنْ عِيسَى , عَنِ ابْنِ أَبِي نَجِيحٍ , عَنْ مُجَاهِدٍ: {فَمَا اسْتَمْتَعْتُمْ بِهِ مِنْهُنَّ}  قَالَ: «يَعْنِي نِكَاحَ الْمُتْعَةِ»

«Передал Мухаммад ибн Амру от Сана Абу Асима от Исы от Ибн Ади Наджиха от Муджахида о значении аята: “А за то удовольствие, которое вы получили от них (женщин), давайте им награду их, согласно установлению” — “тут имеется в виду брак мута (никях мута)”».

(Тафсир «Джами байан» Табари, том 8, С. 176).

Скан:

 

Итак, «ахлу сунна» признают, что этот аят был ниспослан по поводу временного брака. Однако они говорят, что он был отменён, но не называют аят, который отменил бы его. Итак, если этот аят был отменён, то где же отменяющий аят? Обратите внимание на их мошенничество и игру с Кораном!

Некоторые из них сознательно лгут и говорят, что аят о муте был отменён 29-30 аятами суры «Ступени»: «…И тех, которые охраняют свои члены только для своих жен или для того, чем овладели их десницы: они ведь не заслуживают порицания. А кто устремляется за пределы этого — они уже преступники». Однако, во-первых, мута – это такой же брак, только временный, и женщина в этом браке является женой и подпадает под фразу «только для своих жён». А во-вторых, сура «Ступени» — мекканская, а аят о муте ниспослан в Медине. Как же отменяющий аят может прийти раньше отменяемого?

Другие, как Фахр Рази, пытаются подогнать под отменяющий аят слова Корана о наследстве: «Вам принадлежит половина того, что оставили ваши жёны» (4: 12). То есть он исходит из той логики, что Коран говорит о наследстве между мужем и женой, тогда как во временном браке нет наследования. Однако, во-первых, аят о наследстве также был ниспослан раньше аята о муте. Во-вторых, аят о наследстве является общим, а хадисы о муте – частными, выделяющими муту в отдельную категорию. В-третьих, отсутствие наследования не является доводом в пользу отсутствия брака, точно так же как брак не является доводом в пользу необходимости наследования. В постоянном браке тоже есть случаи, когда жена не наследует мужу (например, в случае его убийства ею), однако это не означает отсутствие самого брака. В-четвёртых, отсутствие наследования во временном браке не является иджмой у шиитов, и некоторые учёные считают наследование обязательным, кроме как в том случае, если заранее обговаривается его отсутствие.

Не имея возможности опираться на Коран, «ахлу сунна» говорят: аят о муте отменён словами Посланника Аллаха (С). Но, во-первых, слова Посланника Аллаха (С) не могут отменить слова Аллаха, а во-вторых, «ахлу сунна» сами не могут точно сказать, какие это были слова, и когда он их сказал! Некоторые из них утверждают, что Посланник Аллаха (С) якобы отменил муту во время завоевания Хейбара, другие отрицают это. Есть даже такое мнение, что мута несколько раз разрешалась и отменялась в течение жизни Посланника Аллаха (С)!

Ибн Кейим Джаузи пишет:

وَلَمْ تُحَرَّمِ الْمُتْعَةُ يَوْمَ خَيْبَرَ

«Мута не была отменена в день Хейбара».

(«Заду ль-маад» Ибн Кейма Джаузи, том 3, С. 343).

Скан:

Поразительно, не правда ли? С одной стороны – ясные слова в Книге Аллаха, с другой – смутные предположения об отмене муты, относительно которых у «ахлу сунна» господствует полная неразбериха. И всё это ради того, чтобы оправдать запрет Умара ибн Хаттаба, задним числом приписав его самому Посланнику Аллаха (С), – якобы он отменил по своему произволу аят Корана, но неизвестно когда и как это сделал!